Основными направлениями работы при обучении детей русскому языку являются следующие:
- увеличение пассивного и активного словарного запаса;
- формирование связной речи;
- развитие и коррекция нарушений лексического, грамматического и фонетического строя речи;
- развитие внимания, памяти, мышления (наглядно-образного, абстрактно-логического).
Обучение русскому языку детей с ограниченными возможностями здоровья обусловлено рядом особенностей.
Как правило, дети с ОВЗ обучаются на дому. Этот фактор, а также специфика их заболевания определяют специфические черты устной и письменной речи:
- = небогатый словарный запас,
- = трудности в различении смысловых оттенков отдельных слов и выражений,
- = преобладание в речи коротких, шаблонных фраз,
- = смешение, замена или пропуски букв (на письме) и звуков (в устной речи),
- = ошибки, связанные с нарушением морфологической структуры слова (неправильное употребление приставок, суффиксов при словообразовании и т.д.).
Главная цель при обучении русскому языку детей с ОВЗ — достижение такого уровня речевого развития, который способствовал бы наиболее полной социальной адаптации.
При обучении детей, имеющих подобные особенности устной и письменной речи, применяется звуковой аналитико-синтетический метод обучения грамоте (особенно на начальных этапах обучения), который направлен на развитие фонематического слуха, мыслительных операций анализа и синтеза, а также речи в целом. Обучение детей грамоте осуществляется через систему аналитико-синтетических упражнений, речевых упражнений, которые формируют у обучающихся умение связно, последовательно и грамотно излагать мысли, правильно строить предложения и грамматические конструкции.
На занятиях по русскому языку с детьми с ДЦП и нарушениями речи используются следующие виды речевых упражнений:
- анализ готового текста;
- изложение;
- сочинение;
- рассказ по картине и опорному словарю;
- творческие формы пересказа и изложения;
- замена ошибочных вариантов нормативными (исправление акцентологических и орфоэпических ошибок, ошибок в словоупотреблении, построении предложений и т. д.);
- орфоэпические диктанты;
- объединение слов в смысловые группы;
- зрительные диктанты;
- сочинение по опорным словам и др.
При работе с детьми с ОВЗ применяются интерактивные схемы и таблицы, иллюстрации, разнообразные интерактивные задания, аудиозаписи, пазлы и т. д. (С образцами заданий вы можете познакомиться в разделе «Учебные материалы»).
На занятиях с детьми формируются следующие умения.
Умения, формируемые в процессе обучения восприятию речи собеседника:
- выразительное чтение текста и понимание прочитанного;
- определение темы, основной мысли текста;
- определение стилистической принадлежности текста, функционально-смыслового типа текста;
- деление текста на абзацы;
- определение микротем, нахождение ключевых слов и выражений;
- составление плана, тезисов, конспекта;
- устный пересказ текста с соблюдением норм с русского литературного языка и др.
Умения, формируемые в процессе обучения построению связного высказывания:
- оценка речевой ситуации (что говорить? с какой целью? кому? где?), определение темы и основной мысли высказывания;
- планирование содержания высказывания;
- создание высказывания на определенную тему;
- отбор лексических и грамматических средств для построения высказывания;
- воспроизведение высказывания с соблюдением норм современного русского литературного языка;
- критика текста (умение производить анализ высказывания: достигло ли высказывание поставленной цели, верно ли были отобраны лексические и грамматические средства, верно ли было построено высказывание и т. д.).