Главная | Регистрация | Вход | RSSСуббота, 20.04.2024, 09:02

Сайт учителя Кашаповой Азалии Азатовны

Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Работа с детьми с ОВЗ на уроках русского языка

         Проблемы специального образования сегодня являются одними из самых актуальных в работе всех подразделений Министерства образования и науки РФ, а также системы специальных коррекционных учреждений. Это связано, в первую очередь с тем, что число детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, неуклонно растет. 
   Школа играла, играет и будет всегда играть особую роль в нашей жизни и судьбе. Поэтому на педагогов ложится сложная задача - подготовить учащихся к самостоятельной жизни в меняющемся обществе, дать им необходимые знания, особенно, если – это ребёнок с ОВЗ. 
   Школа - главный этап социализации для детей с ограниченными возможностями. Здесь они получают навыки, необходимые для полноценной жизни в обществе. 
   Когда я начала работать с таким ребенком, главным условием для меня стало понимание того, что это дети не являются ущербными по сравнению с другими, но при работе с этими детьми нужен индивидуальный подход. Нам, учителям, нужно помнить и учитывать, что детям с ОВЗ трудно привыкнуть, приспособиться к правилам и условиям общества. 

 
Я ставлю перед собой и дополнительные задачи:

  • повысить самооценку ребёнка;
  • расширить представления обучающегося о мире в целом;
  • усилить положительное отношение к учебной деятельности 
       Для реализации данных целей нужно создать благоприятный позитивный настрой для последующей успешной работы с учётом психофизических возможностей, с учётом его познавательных и интеллектуальных способностей, с учётом особенностей психоречевого развития. 
       Главная задача курса русского языка — открыть ребенку язык как предмет изучения, вызвать интерес и стремление к постижению его удивительного словарного и интонационного богатства, показать возможности слова передавать тончайшие оттенки мысли и чувства. 
       Для меня ведущим в системе педагогической деятельности детей с ОВЗ является принцип объединения коррекционных, обучающих, воспитательных и развивающих задач
       При составлении рабочей программы по русскому языку для учащихся 5 класса с ОВЗ я поставила следующие задачи:
  • Общеобразовательная – формирование грамматических понятий, орфографических умений и навыков, выработка умений использовать синтаксические структуры в связной речи, грамотного письма на основе изучения элементарного курса грамматики.
  • Коррекционно-развивающая – развитие всех сторон речи (фонетической, лексической, морфологической, синтаксической); коррекция психических процессов, мыслительных операций, эмоционально-волевой сферы.
  • Воспитательная – воспитание интереса к языку через содержание материала, основанного на связи с окружающей действительностью. 
       Обучение русскому языку имеет практическую направленность, принцип коррекции является ведущим, основным
       В рабочей программе по русскому языку для учащихся 7 класса с ОВЗ имеются следующие особенности:
  • в основу положена программа по русскому языку 6/7 класса для общеобразовательных учреждений;
  • проведена корректировка содержания программы в соответствии с целями обучения для детей с ОВЗ (на более сложные темы предусматриваются дополнительные коррекционно-индивидуальные занятия);
  • уделяется больше времени на повторение изученного в 5 классе;
  • отводится дополнительное время на закрепление раздела «Орфография и пунктуация».
  • предложены занятия для повторения изученного материала перед основными темами;
  • предусмотрено увеличение времени на итоговое повторение содержания курса;
  • пересмотрены (уменьшены) требования к подготовке учащихся;
  • включены индивидуально – коррекционные занятия;
  • домашняя работа упрощена. 
    Развитие эстетической культуры 
    Интеллектуальное развитие 
    Саморазвитие 
    Развитие патриотизма и гражданственности 
    Развитие нравственности 
       Развитие творчества 
       При объяснении нового материала опираюсь на разнообразные карточки-схемы, опорные таблицы, на использование наглядных опор-схем, плакатов с алгоритмами, схем-таблиц. 
       Постоянно провожу работу над развитием связной речи, формированием умения работать с учебником, справочной литературой (учащиеся часто обращаются к словарям и в конце учебника, и к другой справочной литературе). 
       Обязательно провожу анализ работ, индивидуальные консультации. На следующем уроке учащиеся выполняют задания на повторение на доске. Чаще всего, они успешно справляются с заданиями, и это придает им уверенности в своих способностях. Нужно, чтобы школьники через выполнение доступных им по темпу и характеру, личностно ориентированных заданий поверили в свои возможности, испытали чувство успеха для появления более сильной мотивации обучения. 
       В своей работе я применяю приемы, позволяющие развивать внимание, память, мышление школьников. Например, задания с пропуском отдельных букв, слов, словосочетаний, нахождение лишнего слова, исправление ошибок развивают внимание ребят. Составление опорных конспектов, схем, памяток, выполнение творческих заданий позволяет развивать память, а подбор проверочных слов, правил к словам развивает мышление. 
       Для закрепления пройденного материала составляю задания, способствующие активизации учебной деятельности учащихся (зашифрованные пословицы, письма; кроссворды, ребусы, логические задачи). 
       Уроки обобщения и систематизации знаний стараюсь проводить в виде дидактических игр («Найди окончание», «Убери лишнее слово», «Кто больше придумает слов из данного слова?»). 
       Уроки провожу с применением ИКТ, медиа-ресурсов. Во время уроков использую различные приемы контроля: взаимопроверку, проверку по образцу, самоконтроль. Все это способствует активизации познавательной работы и развитию учебных навыков и умений. 

       Теоретический материал даю с использованием наглядных средств обучения (схемы, таблицы, картинки, видеоматериал). 

       Основные методы, которые я использую для формирования познавательной активности учащихся с ОВЗ. 
       Одним из эффективных средств развития интереса к учебному предмету является дидактическая игра
    «Аналогия» 
    Учитель: Найдите аналогию между словами «Зима – снегирь = весна – ?» (грач). 
    Задание по группам: 
    1 группа – подберите однокоренные слова к слову «весна». Запишите и определите общий корень (весенний, веснушка, предвесенний; корень – весен, весн). 
    2 группа – подберите однокоренные слова к слову «грач». Запишите и определите общий корень (грачонок, грачиный, грачиха; корень – грач). 
    «По порядку». Из набора слов необходимо найти родственные слова и записать их по порядку – существительное, прилагательное, глагол. Задание по рядам. 
    1 ряд – пестреть, песенный, песня, петь (песня, песенный, петь). 
    2 ряд – свет, светить, свист, светлый (свет, светлый, светить). 
    3 ряд – тёплый, терпение, потепление, теплеть (потепление, тёплый, теплеть). 
    «Расшифруй». 
    Перед вами рассказ. Прочитайте и определите, о каком времени года рассказывается в тексте (мнение учащихся). 
    Ярко засветило солнце зазвенели ручьи прилетели скворцы и грачи домики для пернатых певцов мастерят ребята. 
    Учитель: Запишите текст в тетрадь. 
    Какого вида данный текст? (повествовательного вида). 
    Сколько предложений в данном тексте? (4 предложения, чтение предложений). 
    С какой ассоциацией можно сравнить число 4? (четырехугольник, лапы животного, колеса у машины, времена года, 4 четверть). 
    Есть ли родственные слова в данном тексте? (мнение учащихся). 
    «Придумай родственников». К слову «домики» подберите родственные слова и выделите корень (Домик – дом, домовой, домашняя, домовничать, домишко, домовитый, надомный, бездомный; общий корень – дом). 
       Без ежедневного контроля нельзя достигнуть хороших результатов. На каждом уроке проверяю выполнение домашней работы, даю задания, аналогичные домашним, или провожу проверочную самостоятельную работу с такими же заданиями, провожу анализ выполненных работ, коррекционные, индивидуальные занятия по устранению недочетов в знаниях учащихся. 
       Физкультминутка! 

       При изучении каждой темы я составляю диагностическую таблицу для отслеживания знаний и умений учащихся, это позволяет выявить пробелы в знаниях, помогает в дальнейшей работе. 
       В начале изучения новой темы проверяется уровень усвоения предыдущей, выявленные недочеты темы отрабатываем на индивидуальных коррекционных занятиях. 
       Грамотно выстроенный образовательный маршрут для учащихся с ОВЗ позволяет обеспечить личное развитие каждого школьника. 
       Работая с такими детьми, мы должны помнить, что все сообщаемые детям сведения нужно неоднократно повторять. 
       Снижение произвольной памяти у учащихся - одна из главных причин их трудностей в школьном обучении. 
       Им свойственны колебания продуктивности памяти, быстрое забывание выученного. Они редко замечают свои ошибки. Поэтому, можно сделать вывод, что коррекционная работа должна вестись в следующих направлениях:
  • Подбор индивидуального подхода;
  • предотвращение наступления утомления (физкультминутки);
  • использование методов, при помощи которых можно максимально повысить познавательную деятельность детей;
  • проявление педагогического такта (поощрение успехов детей, помощь ребёнку, развитие в нём веры в собственные силы и возможности);
  • обогащение детей знаниями по русскому языку при помощи развивающих игр, занимательного материала, наглядности. 

    Разнообразить учебный процесс, развивать познавательную активность, наблюдательность, внимание, память, мышление, снять утомление, поднять настроение помогает использование на уроках различного занимательного материала. Формы занимательных упражнений может быть различными: кроссворд, чайнворд, (которые печатаю отдельно на листочках – индивидуально), а также викторины, загадки, ребусы. 
       Приемы зрительной, слуховой, двигательной наглядности (таблицы, схемы, алгоритмы, (дети с ОВЗ с удовольствием работают с ними), видеоуроки, презентации постоянно присутствуют в моей работе. 
       Я использую следующие типы уроков: повторение изученного, объяснение нового материала, закрепление знаний, обобщающие, комбинированные уроки с сохранением всех основных этапов. 
       Для развития познавательных интересов обучающихся детей с ОВЗ необходимо выполнение следующих условий:
  • не допускать на уроках будничности, монотонности, серости, бедности информации;
  • избегать перегрузок, переутомления;
  • использовать многообразие приемов занимательности (иллюстраций, игр, кроссвордов, задач - ребусов, занимательных упражнений). 
       Особенности мыслительной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья проявляются:
  • в бедности их словарного запаса;
  • в слишком упрощенном изложении материала;
  • в ошибках при построении предложений;
  • в большом количестве орфографических ошибок. 
       Грамматические упражнения разного вида, связанные с развитием речи, постепенно повышают активность учащихся, формируют интерес и внимание к слову. Словарный запас детей пополняется словами, которые необходимы для успешного усвоения учебной программы, активной социализации ребёнка. Дети учатся понимать смысл используемых ими слов, активно вводить их в свою речь, что, естественно, развивает мышление, закрепляет упрочнение представлений и творческую способность комбинировать их. 
       Уроки развития речи, для детей с ОВЗ, должны быть насыщены лексическими заданиями - это напрямую влияет на формирование различных речевых умений. На этих уроках дети учатся задавать вопросы и отвечать на них, сочинять диалоги, монологи, составлять простые, а далее и сложные предложения. При систематических упражнениях у учащихся формируется умение составлять текст по плану, сочинять рассказы, писать изложения, сочинения. На таких уроках главное – это поддерживать у детей стремление учиться, вырабатывать познавательные интересы, расширять словарный запас, учить подбирать синонимы и антонимы, выполнять упражнения на сравнение слов в прямом и переносном смысле, знакомить учащихся с образными выражениями и фразеологическими оборотами, развивать у учащихся способность различать и понимать значение и оттенки слов в тексте, использовать при ответах и в письменных творческих работах образные слова и выражения, эпитеты.
Поиск
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • База знаний uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024
    uCoz